Да, его можно послать. Сослаться на процедуру формирования требований и цикл разработки. Но в таком случае имеется очень большая вероятность, что дальнейших взаимоотношений с этим заказчиком просто не будет. Согласен, клиентов тоже можно и нужно воспитывать, особенно если предполагаются длительные взаимоотношения. А если это первый контакт? Иногда приходится идти на уступки.
Какие имеем симптомы аврала:
- Давление и стресс
- Крайне сжатые сроки
- Не четко поставленные задачи
- Неопределенность
Что с этим всем делать?
1. Успокоиться.
Я думаю не нужно объяснять, что в напряженном состоянии продуктивная работа практически невозможна. Допускается большее количество ошибок, тратиться время на их поиск и устранение. Падает внимательность. В таких случаях нужно не паниковать, а работать над снижением неопределенности в проекте.
2. Определите требования.
Иногда, это совсем нетривиальная задача. У некоторых менеджеров, если прижать им ... сроки в проекте, напрочь отшибается способность внятно излагать свои мысли. “Все не так, нужно все переделать” - это стандартный вариант, к которому, я думаю, все уже привыкли. А вот фраза – “Этот зеленый - не достаточно тяжелый” в свое время вогнала меня в короткий ступор. Так что, поняв что от вас хотят, сформируйте список и проговорите его повторно (с менеджером или заказчиком). Получая на каждый пункт подтверждение. Так вы будете уверены в вашем взаимопонимании.
3. Приоритезируйте задачи.
Если у вас имеется список из 10 задач с трудозатратами по часу на каждую, и всего один вечер в распоряжении,к гадалке не ходи - не успеть. Поэтому все задачи нужно отсортировать по приоритету. Лучший вариант - если это сделает сам заказчик. Потому, что для него, в предверии предстоящей презентации начальству, может оказаться более важным "подвинуть эту зеленую фишку левее, пикселей эдак на 6", чем исправить проблему импорта данных. При том, что в случае успешной демонстрации продукта, появится возможность получить еще неделю-другую времени на "рефакторинг".
4. Повышайте информированность всех заинтересованных в проекте лиц.
Меньше всего ваш заказчик (или менеджер) хочет узнать от вас в день сдачи новой версии продукта, что вы не успеваете. Поверьте, большинство адекватных управленцев готовы смириться со сдвигом сроков на 1-2 дня при итерации, скажем, в две недели. Но вот неопределенность и непредсказуемость никто не любит. Сообщите об изменении сроков и функциональности всем заинтересованным лицам. Успокойте их этим. Заодно получите возможность работать с меньшим давлением. Логично будет предоставлять им отчеты о ходе работ вкупе с описанием возникших проблем и методами их решения.
Кроме того, стоит избегать связи с заказчиком, при которой отсутствует возможность вести лог обращений. То есть по телефону, заказчик может сделать акцент на одних задачах – а к сдаче потребовать совсем другие. Используя для связи электронную почту, этих ситуаций можно избежать, так как всегда будет возможность сослаться на конкретное письмо.
Ну и, конечно же, если вы исполнитель и контактируете напрямую с заказчиком – простая рекомендация: ставьте менеджера проекта (да и всех заинтересованных лиц) в копию. Тогда во время отчета начальству не придется объяснять ‘чем вы все это время занимались’.
Да, подобные ситуации нельзя назвать здоровыми. Все знают, как нужно организовывать работу – но на практике, к сожалению, все бывает иначе.
5. Составьте списки и планы работ.
Помню, когда мне приходилось сидеть над срочным проектом по 16-18 часов к ряду. Мне здорово помогали списки. По себе я знал, что мой мозг перестанет быть способным к интеллектуальной деятельности после 7-9 часов работы. Поэтому я облегчал себе задачу. Первый час - два я тратил на детальную декомпозицию задач и формирование ИСР. В итоге, даже в состоянии абсолютной невменяемости, я мог довольно продуктивно трудиться. Потому что всю сложную с виду работу разложил на простейшие задачи.
Если же в вашем распоряжении есть несколько дней - разумно будет составить диаграмму Ганта.
6. Группируйте задачи
Имеет смысл, по возможности, однотипные задачи решать за один подход, а не раскидывать их на все время работ. За счет этого можно выиграть время – так как сократятся периоды переключения между задачами и будет тратится меньше времени на подготовительные работы, как то: открытие кода, изучение документации, коммуникации и так далее.
Внимательный читатель, я думаю, заметит - а не о базовых ли понятиях управления проектами идет речь. Именно о них. Есть задача, дефицит ресурсов и сроки к которым необходимо получить некоторый результат. Разница, пожалуй, только в стрессе, который сопутствует авралам.
Мне кажется, что при всем негативе, который несут в себе авральный работы, из них можно извлечь и пользу. Вот что я выделил для себя:
- Авралы заставляют мобилизоваться. Работа на пределе позволяет узнать больше о своих возможностях
- Появляется возможность находить новые и действительно эффективные способы решения задач
- В некоторых случаях авралы способствуют сплочению коллектива
Но это все только в том случае, если подобные ситуации являются исключительными. Если весь процесс построен на “экстремальном программировании” - это повод серьезно задуматься о смене работы. (Однажды, на собеседовании кандидат так расшифровал мне этот термин: доработка бизнес - логики и выгрузка проекта на боевые серверы без тестирования, в пятницу вечером).
Ну и последнее – будьте честны с менеджерами, заказчиками и самим собой. Не стоит при получении длинного списка требований и нереальных сроков брать под козырек и говорить ‘будет сделано’. Этим вы конечно всех успокоите, но и возьмете на себя ответственность за чужие ошибки и эти принятые задачи вам же потом придется решать.
5 комментариев:
Петя, отличный пост. Особенно 5 пункт - там видимо какая-то вкусная конкретика, жаль ты не расписал, когда именно ты сам используешь Ганта, когда карты проекта, еще что-то. А так - здорово.
А почему бы в первый дедлайн не определиться со слабым звеном?
Если проблема в проект-менеджерах, значит найти другого.
Если бизнес-аналитики и консультанты нефига не понимают в предметной области - найти других.
Программисты не умеют нефига - найти других.
Но в первую очередь необходимо вывести из проекта человека, которых нанял некомпетентный персонал. Без этого - любые меры напрасны.
Тов. alexey, идеал не достижим. Пусть проблему создал проект-менеджер. Тогда есть целых пять вариантов:
1. Оставляем проект-медежера, и он научился на своей ошибке. Второй раз эту же ошибку он не повторит. Возможно, будет другая.
2. Оставляем проект-менеджера. Он не научился на своей ошибке. Проблема возникла там же, через неопределенный промежуток времени (или не возникла - такого стечения обстоятельств больше не было).
3. Увольняем, берем другого. Он уже научен горьким опытом / прочуял ситуацию N-м чувством / такая ситуация больше не возникала. В общем, той же самой ошибки больше не было.
4. Увольняем, берем другого. Он совершает ту же ошибку.
5. Увольняем. А брать-то больше некого!
Жизнь, она многообразна.
Ну а насчет "первой очереди" - первый на увольнение директор. Голова ведь! Хочешь сам себя вывести?
хороший вопрос.
попробуйте использовать карты разума. Например, проограмму с сайта: www.nodemind.com
(описание: http://forum.1ps.ru/viewtopic.php?t=13971 )
Отправить комментарий