четверг, 31 января 2008 г.

Отмотивируйте меня, пожалуйста

Представим себе классическую ситуацию…

Вы недовольны своей организацией дел и распределением времени и хотите наконец-то заняться своими проектами/спортом/ремонтом. Вы составляете список стратегических целей и план, месяцев эдак на шесть, по их достижению. Само собой, вы не забываете привязать каждую цель к конкретной дате. Возможно, вы даже рисуете диаграмму Ганта. Осталось совсем чуть-чуть - следовать намеченному плану. Но вот незадача: в один день не удалось выспаться, в другой самочувствие не очень, в третий - с утра вам хамят в кафе, чем сводят на нет удовольствие от утренней дозы кофеина и необратимо портят настроение на весь день. Вариантов - миллион. Итог - один: пропадает желание заниматься делами. Хочется все перенести на завтра. Завтра же все будет по-другому, так ведь?

В конце-концов, завтра превращается в послезавтра, послезавтра - в через неделю. Проходит первая веха вашего проекта - естественно безрезультатно. А потом и все остальные стремления засасываются болотом рутины. Ну и конечно, тут как тут новый год/день рождения и с ним приходит осознание, что время прошло, а по столь желанному направлению так ничего толком и не сделано. И все вроде правильно, только обстоятельства не сложились. Что не так? Скорее всего – проблема в мотивации.

Итак, мотивация - это побуждение к действию.

Я довольно часто говорю о склонности людей искать волшебную таблетку. То есть какое-то универсальное средство, которое будет работать одинаково для всех. Просто сделай: раз, два, три – и получи результат. К сожалению, такой таблетки нет. Ну всем хороши, скажем, списки. Но при этом, я встречал людей, для которых ведение списка дел – дикость. Потому, что для них не составляет труда держать в памяти 10-15 задач, отсортированных по приоритетам. Не знаю как для вас, для меня – это довольно проблематично. Что-нибудь обязательно забудется.

То же самое можно сказать и про мотивацию. Вообще, ее разделяют на два типа: мотивацию-от и мотивацию-к. Например, человек начинает заниматься спортом, чтобы избавиться от проблем со здоровьем. То есть его не устраивает текущее положение вещей, и он стремиться от него уйти. Или же по-другому: кто-то видит на прилавке магазина iPod, и решается взять халтуру, для того, чтобы стало возможным его приобретение. Он стремиться к обладанию им. А если говорить по-простому, то речь идет о методе кнута и пряника.

Зная, какой тип у вас работает эффективнее (это определяется опытным путем), можно более продуктивно проводить работы по организации дел. Тому, у кого лучше работает мотивация-к – можно в первую очередь составить список целей, чтобы понимать, к чему нужно стремиться. Если лучше действует мотивация-от – составить список того, что вас не устраивает на текущий момент, заняться хронометражем.

Что помогает мне поддерживать мотивацию:

  • Цели.
    Мне кажется, что держать в голове цели, к которым стремишься - просто необходимо. Для этого можно составить соответствующие списки и регулярно их просматривать. Результат - становится на порядок проще отделять важные дела от неприоритетных. Это помогает не втягиваться в рутину и постоянно двигаться в выбранном направлении.

  • Рабочая обстановка.
    Я же уже уяснил, что для меня практически не имеет значения количество человек в комнате, в которой я работаю и уровень шума. Однако что действительно критично для меня – так это свободное пространство на столе: ноутбук, КПК, блокнот с ручкой больше ничего. Лишние предметы жутко отвлекают мое внимание.

    А вообще, о влиянии рабочего окружения на продуктивность неплохо написано в книге Тома ДеМарко "Человеческий фактор".

  • Музыка.
    Наверное, это не очень хорошо, но у меня потребительское отношение к музыке. Я постоянно нахожусь в поиске исполнителей и композиций, после прослушивания которых ощущается приток сил и энергии.

  • Видео.
    Не знаю почему, но на меня просто чудодейственным образом воздействуют подобные ролики. Жаль только, что эффект от них довольно краткосрочный и держится не более пары часов.

    Вообще, для двух предыдущих пунктов в НЛП есть вполне конкретное определение – якорь (… средство зафиксировать и запомнить некоторые чувства, которые будут всплывать на подсознательном уровне при определенной ситуации…).

  • Книги
    С чтением ситуация аналогичная музыке и видео, только мне удается получать более долгосрочный эффект за счет обдумывания почерпнутых идей.


Можно было бы еще упомянуть тренинги по личностному развитию. Хотя я в них не участвовал, но те из моих знакомых кто их посещал – отмечали огромный всплеск сил и желания действовать (и это помимо полученных знаний).

Отдельно хочу отметить одну важную деталь - отдых. При чем он тут? Мне кажется, сколько не пришпоривай загнанную лошадь - все равно, быстрее не побежит.

Что может помочь конкретному человеку – предсказать довольно сложно. Тут важно искать, пробовать и оценивать результат. И, конечно же, нужно помнить золотое правило: все хорошо в меру. Избыток мотивации мешает работе так же, как, например, большое количество выпитого кофе.

4 комментария:

Unknown комментирует...

А какая музыка вас мотивирует?
Перечислите пожалуйста, я тоже в постоянном поиске такой музыки.

Анонимный комментирует...

Я гляжу просто волна постов по теме "Мотивация" прокатилась.
Огромные теоретические изыскания. Но вот на практике-то разве всё именно так?
Даже если не брать те случаи, когда начальство тупо экономит на сотрудниках предлагая заниженные зарплаты, выкраивая как можно большое денег для себя.

Gesser комментирует...

2 LAN:
Это очень индивидуально.
Сегодня это RnB, завтра - рок, послезавтра - драм. Что работает сегодня, может уже не помочь завтра.

На 100% меня цепляет Дельфин и первые альбомы Бутусова. Хотя, многих моих знакомых они вгоняют в депрессию.

Меня зовут Михаил, хотя известен я больше как Smeet. комментирует...

Могу посоветовать прикольную, но полезную статью "Как мотивировать себя методом "от противного"."

Вот ссылка

http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-14124/