вторник, 22 января 2008 г.

Ох уж эти школьные годы...

Есть у меня одна особенность. Я склонен к рефлексии. Так вот, довольно часто я анализирую свое поведения и стереотипы и пытаюсь разобраться, что повлияло на меня при принятии того или иного решения. Чаще всего подобные размышления возникают у меня тогда, когда я сталкиваюсь с какими-либо проблемами (в частности, связанными с работой или самоорганизацией).

Довольно часто в этих самых размышлениях я возвращаюсь к школьным годам. Мне кажется, что именно в этот период формируются стереотипы и модели поведения, которые в будущем влияют на нашу деятельность. Причем, многие из них – неблагоприятно. Для себя, я смог определить следующие проблемы, которые мешают нам быть эффективнее:


1. Отсутствие командной работы
Школа не прививает навыков командной работы. Выступил организатором коллективного разума – получи неуд (а как же брэйн шторминг?). Таким образом, как мне кажется, школа воспитывает одиночек. В реальной же жизни и в работе, коммуникации крайне важны. При условии разделения труда без сторонних консультаций ну никак не обойтись. Особенно в ИТ. Даже по-другому, трудно себе представить эффективную работу ИТ - компании, не использующей чужие наработки и опыт.

2. Специализация
В принципе, этот пункт связан с предыдущим. Специализация в школе практически отсутствует. Насколько я помню, отношение к ученику, у которого по всем предметам четверки, было значительно лучше, нежели к учащемуся у которого по 3-4м предметам 5, а по остальным - 3-2. Всех под одну гребенку, и не важно, что при этом может быть загублен талант.

Да, вопрос спорный. Есть школы и классы со специализацией, но не всем посчастливилось в них попасть. Второй вопрос – необходимость всестороннего развития. Что бывает, если им пренебречь – уже давно можно созерцать на ютубе (но это, мне кажется, уже крайности).


3. Ограничение по времени
У всех - свои особенности. Разные люди работают эффективно в разное время – есть совы, есть жаворонки. Для школы эта грань стирается. Учишься? Будь добр, прейди в 8 часов – уйди в 15. Результат? Проблемы с успеваемостью.

Я знаю предостаточно людей, которые могут эффективно работать только во второй половине дня (а лучше ночью). Они ушли с постоянной работы на фриланс и, в общем-то, довольны жизнью и чувствуют себя более чем комфортно. Что бы сказали в школе? Правильно – лентяй и соня.


4. Давление авторитета
Насколько я помню, навязывание мнение преподавателя - абсолютно нормальная практика в школе. Очевидно, что она отбивает всякое желание думать и вырабатывать свою точку зрения. Сколько раз я встречался с людьми, которые боятся высказать свое мнение начальству. Даже в случае, когда им известна проблема и методы ее решения. Боссу то виднее… Либо другая ситуация, когда есть проблема, но решение для нее неочевидно. В подобных случаях многие предпочтут промолчать, боясь получить в ответ – “Нашли проблему – так решайте её”.


5. Ошибаться нельзя
В школе с этим делом все довольно просто. Ошибся – получи скидку на оценку. Когда я только начинал работать – ошибиться боялся панически. Сейчас я замечаю, что очень многих конфликтов можно было бы избежать, если бы у людей этого страха не было. Если бы были привиты навыки идентификации проблем. И не было бы такого распространенного рефлекса “сгребать мусор под ковер”. Не заметили, ну и ладно… Не ошибается тот, кто ничего не делает. Когда я совершаю ошибку – пост фактум, пытаюсь разобраться в ее причинах. Я рад ей, так как приобрел дополнительный опыт.


6. Работа над ошибками
По-моему, один из самых полезных методов – жаль, что ему уделяется так мало внимания. Хоть и говорят, что умный учится на чужих ошибках, но есть одна тонкость. Для меня существует четкая грань между понятиями “знать” и “осознавать”. Знать – это иметь информацию о чем-либо, а осознавать – это когда информация встраивается в картину мира. Осознание может прийти только в результате собственного опыта. То есть о чужих ошибках ты можешь знать, но пока не прочувствуешь их последствий на себе – особой практической ценности они не несут.

Сомневаетесь? Вот пример: на вопрос хотите ли вы быть здоровым или больным, я уверен, что все ответят – 'Конечно же, я хочу быть здоровым'. Что для этого нужно - знают все: высыпаться, вести активный образ жизни, стараться избегать стрессов, не курить, не злоупотреблять кофе/алкоголем и так далее. Но вот только избегать стрессов начинают обычно после срывов или инфарктов, потребление кофе сокращается после начала проблем с сердцем, и о занятиях спортом задумываются всерьез только после начала проблем со здоровьем… Вот она – разница между знанием и осознанием. Гром не грянет – мужик не перекрестится.


7. Помогите мне определиться
Вот она – первоцель для школы. Не выпустить стадо клонов с заданным набором знаний. А помочь людям, в один из самых трудных периодов их жизни, определиться. Адаптироваться. Найти свое место. Мне, например (как я сейчас понимаю), не хватало введения в психологию. Основ коммуникации. Риторики, может быть. Но вместо помощи мы получаем давление и попытку загнать в рамки.


Это те проблемы, которые мне кажутся наиболее существенными в школьном образовании. Да, возможно все это субъективно. Но все же… Плюс к тому, кроме помощи в самоопределении, мне кажется, школа должна давать навыки получения знаний. Не зубрежки (которая отлично работает на краткосрочный результат, причем как в школе, так и в вузе), а именно получения знаний.

5 комментариев:

Arcady Chumachenko комментирует...

забавно: я как раз ночью тоже про школу написал :)

Gesser комментирует...

Так все идеи-то в воздухе витают =)

Анонимный комментирует...

Надо в первую очередь определиться для чего была создана школа, о методах работы которой идет речь.

В стране была массовая безграмотность, и массовый ликбез был просто необходим (чтоб все научились хот бы писать, читать, считать).

Далее, после явных успехов и развития человечества в целом, количество предметов стало увеличиваться, количество лет обучения стало увеличиваться.

Что теперь имеем? В Украине учимся уже 12 лет, появилось куча предметов, таких как наука о здоровье здоровых, после чего дети бояться держаться за поручни в гражданских транспортах, и начинают дезинфицировать руки спиртом (параноя от микробов).

В лицеях в детях воспитывают эгоизм (я самый умный, я лучше всех) - и никакой командной работы естественно тоже не выйдет.

А школу отменять нельзя, т.к. занятые работой родители просто не в состоянии сейчас заниматься образованием детей. Единственное, мне кажеться, нельзя нагружать в школе кучей новых бредовых предметов, и уменьшить срок обучения хотя бы до 9-10 лет. 12 лет - это перебор.

Я думаю, в таком случае было бы актуально вернуть так называемые "кружки", в которых ученики могли делиться по интересам и работать вместе над какой-либо проблемой.

RealMan комментирует...

Абсолютно согласен с вашим мнением. Сам много раз задумывался на тему неэффективности образования в школе. Да, безусловно, школа дает немало, но многого она и не дает, она не готовит человека к тому, что его ждет в жизни.

RealMan комментирует...

В тему: http://www.libo.ru/index.php?newsid=435