четверг, 10 января 2008 г.

Миф о незаменимых работниках

Практически во всех компаниях, в которых мне посчастливилось трудиться, я сталкивался с незаменимыми работниками. И все хорошо, работает себе человек и отлично ведь работает, но вот руководству только головная боль. Почему?

Во-первых - содержание 'незаменимого' обычно обходится компании гораздо дороже, чем оплата труда среднечка (а то и двух-трех рядовых сотрудников).

Во-вторых - дисциплина. В большинстве случаев, менеджерам приходится мириться с поздними приходами на работу и высокой конфликтностью...

И, в-третьих, беспокойство за то, что данный сотрудник по тем или иным причинам может покинуть компанию и, следовательно, имеющиеся решения/продукты/контакты некому будет поддерживать.

Чем чаще всего занимаются незаменимые:

  • Единолично проектируют и разрабатывают какой-либо продукт или решение

  • Замыкают на себя какие-либо внешние связи (продажи/поставки)

  • Берут на себя множественные обязанности, которые, по идее, должны выполняться несколькими сотрудниками


Но вот что интересно. Я наблюдал уход ключевых сотрудников в ряде компаний. Увольнялись архитекторы и тимлиды, продавцы и менеджеры проектов. Ни разу это не приводило к действительно серьезным последствиям. Места ушедших довольно быстро были заняты, а трудно поддерживаемые продукты заменены на альтернативные. Да, паники было много, в том числе и среди высшего руководства. Но и только.

Почему я говорю о мифе, и почему на это стоит обращать внимание? Потому, что незаменимых не бывает. Бывают ситуации, в которых ценность сотрудника для компании выше, чем ценность компании для данного сотрудника.

Вообще, к данному вопросу можно подойти с двух сторон.

С одной стороны, звездная болезнь – “они без меня не справятся”. Она подчас сопровождается остановкой в профессиональном развитии и повышенными требованиями по отношению к работодателю. А лимит лояльности руководства не бесконечен. Так что со временем, можно потерять как проф. пригодность так и рабочее место [в тот самый момент, когда начальство решит, что для компании выгоднее содержать за те же средства двух-трех среднячков, у которых будет больше желания двигаться и развиваться].

С другой стороны установка – “мы без него не справимся”.
За ней хорошо прятаться от проблем, связанных с:

  • Отсутствие документации для: кода, требований, ошибок

  • Отсутствие CRM

  • Неправильная организация компании


Так вот, взгляда два, а проблема, по сути – одна. Отсутствие желания решать проблемы и развиваться (причем, как у исполнителей, так и у руководства).

Не стоит брать пример со страусов и закапываться головой в песок. А если уж очень хочется - возможно, стоит подумать о смене сферы деятельности или отдыхе.

4 комментария:

Анонимный комментирует...

Очень своевременная заметка, я как раз в процессе увольнения одного якобы незаменимого работника.

Анонимный комментирует...

Немаловажен вопрос стоимости владения конторы в конфигурацях "с талантливым и незаменимым" и "с текучкой заменимых", а также эффективности работы этих схем.

Все зависимо.

Анонимный комментирует...

спасибо за блог, весьма интересный материал

если можно, вопрос: сейчас пытаюсь разобраться, какую CRM порекомендовать генеральному директору для внедрения в нашей компании. опыт в этом вопросе пока - практически нулевой. можете ли что-либо посоветовать к прочтению, и/или вообще поделиться опытом использования этих продуктов?

заранее благодарен

Gesser комментирует...

2 am-vrn:
Тут индивидуальный подход нужен - все зависит от ваших требований и бюджета. У нас в компании (в силу корпоративной политики) используются решения от Microsoft.