понедельник, 18 февраля 2008 г.

Образование, несовместимое с жизнью

Продолжая тему образования. Наткнулся на довольно интересный материал:

Наши подростки знают школьную программу по биологии, но не понимают, что такое ГМО. Они неплохо производят вычисления, но легко поддаются на манипуляции со статистикой… Таковы результаты исследования образования PISA-2006, в котором участвовало около 400 тыс. подростков из 57 стран. В получившемся рейтинге наша страна оказалась лишь в четвертом десятке

Самый банальный вопрос — чему должны обучать в школе? Самый очевидный ответ — знаниям. Ученик должен выучить и понять определенный набор правил языка, исторических фактов, физических законов, математических формул и так далее. Разве нет? Вроде бы все логично. Но большинство экспертов считает, что куда важнее умение решать реальные жизненные проблемы и самостоятельно работать с информацией. Ученые-педагоги в своем кругу называют это «базовыми компетенциями», «функциональной грамотностью», «творческими когнитивными задачами» и прочими мудреными словами.

Для широкой публики они объясняют это очень просто. Допустим, один человек знает 1 000 английских слов, другой — только 100. Но при встрече с иностранцем тот, у кого словарный запас больше, зачастую начинает мычать и делать руками непонятные жесты. А владеющий лишь сотней слов ухитряется толково ответить на вопрос или показать дорогу. То есть у одного знаний больше, но другой лучше умеет их использовать. Вот с этими самыми компетенциями у российских школьников большие проблемы.

...

Смотрю на график. Начиная с 60−х годов одна кривая упорно идет вниз, забираясь глубоко в отрицательную часть координатной плоскости. Это так называемые рутинные когнитивные операции, грубо говоря — простое запоминание и воспроизведение правил и фактов, вычисления по заданным формулам. Примерно этому учила и учит наша школа. В свое время это было, наверное, оправданно. Только с 60−х годов вверх пошла другая кривая — нерутинные когнитивные операции, то есть умение решать проблемы, не имея готовых шаблонов.

...

Еще одна проблема — определение формата задания. Допустим, школьник видит в задаче физические термины и формулы. У него в мозгу щелкает: «Это задача по физике, и решать ее нужно физическими методами. Иного пути не дано». А между тем реальное содержание может от­носиться и к биологии, и к химии, и вообще к гуманитарным наукам. Бывают и такие ситуации, когда научные методы вообще не нужны — надо задействовать интуицию, а то и просто угадать.

Наши школьники тяжело справляются с такими задачами. Большинство использует простой алгоритм: если речь идет о естественных науках, нужно читать очень внимательно и учитывать каждую деталь, а при работе с художественным или гуманитарным текстом можно ограничиться лишь общим пониманием.

Но и обыденная жизнь, и современная наука порою требуют строго обратного. Реальная математическая задача может быть просто нашпигована абсолютно лишними данными. Возьмите, например, какую-нибудь статью о росте благосостояния граждан. Там будет много духоподъемных цитат из выступлений чиновников, но если отбросить публицистику и произвести нехит­рые математические вычисления, то окажется, что весь рост зарплат съеден инфляцией.

Бывает и наоборот. С виду текст напоминает вольную беллетристку, но, чтобы понять его смысл, нужно внимательно следить за каждым словом и каждой запятой.

Следующая проблема — школьники не умеют привлекать данные, которые не содержатся непосредственно в условиях задания. Исключение составляют разве что некоторые константы математики и физики. А уж когда для решения физической задачи нужно задействовать знания по биологии или истории, тут совсем беда. В российском образовании между разными дисциплинами построена прочная бетонная стена. А ведь мир за окном — единый.

...


Полный текст статьи

3 комментария:

Анонимный комментирует...

В универе тоже, наверное, ситуация не лучше

Анонимный комментирует...

Ага, есть такое. В моей жизни был еще и такой случай: вступительный экзамен по физики в политех, классическая задача "на лодке стреляют из пушки, ..., на каком расстоянии лодка". В инструкции к экзамену сказано, что все необходимые для решения константы заданы в условии. Смотрю - скорость звука есть, а скорости света нет. Закалка физмат класса (с постоянными проблемами на той самой физике) требует поправки на скорость света. С грехом пополам вспоминаю пару примерных значений, считаю... Ура, на втором знаке после запятой (условия задачи) не сказывается, можно не напрягать мозг более точным значением, и сдавать так! Потом, правда, пришлось идти на аппеляцию... И доказывать комиссии, что а) это более строгий метод, б) в ходе решия доказано (и отмечено комментарием), что в данных условиях поправка не повлияла. И то, не зайди в аудиторию како-то местный авторитет, и не брякни раздраженно "зачтите задачу", не видать бы мне полутеха...

Анонимный комментирует...

Вот swarticen своим коментом и подтверждает что "образование несовместимо с жизнью". Зачем в задаче явно не релятивистской приплетать скорость света. В реальнй жизни нужно находить ответ с достаточной погрешностю но быстро и просто, а не мудрить там где это никому не нужно.