вторник, 8 июля 2008 г.

Гостевой пост: Признак лидера

Тема этой статьи - обязательный пункт программы подготовки молодых руководителей в Ройбере.

Если просмотреть учебные программы бизнес-школ, можно обнаружить умопомрачительное количество навыков, которыми должен владеть человек, стремящийся стать лидером. Тут и статегическое видение, и коммуникативные таланты, и умение разрешать конфликты… Должен ли на самом деле?

“Роль лидера понимается слишком запутанно”, - утверждает британец Маркус Бэкингем, изучавший этот вопрос на протяжении 20 лет и опросивший около 80 тысяч управленцев и 3 миллионов сотрудников по всему миру. По мнению Бэкингема, есть только одна особенная черта, делающая человека лидером. Он вовсе не должен быть авторитарным, обаятельным или очень умным; все, что нужно уметь эффективному лидеру -

Делать мир понятным.


Настоящий лидер не обязан производить, руководить или контролировать, воодушевлять и убеждать. Главная ценность такого человека - в умении быстро, емко и ясно давать ответы на любые вопросы.

Четкое видение

“Однажды я встретился с Бобом Нарделли, который только что ушел из GE и был назначен президентом Home Depot”, - рассказывает Бэкингем в интервью американскому журналисту Fast Company. - “Помнится, я подумал: за последние 20 лет этот парень никогда не занимался продажами, и все ожидают, что он не справится. Вдобавок он занял место создателей компании, которых все очень любили. Так почему он делает это? И, слушая его в тот вечер, я понял, что он просто видит лучшее будущее для Home Depot, чем другие. Остальные соображения уже не важны: он просто не может остановиться, будущее зовет его с такой силой, что он не может игнорировать этот зов. Будущее для него реальнее настоящего”.

Собственное мнение

“Меня поражает то, как часто бизнесмены говорят про 4-5 “основных сильных сторон” своего бизнеса”, - замечает Маркус. - “Мы постоянно слышали эти перечисления: наша сила в людях, продуктивности, креативности, эффективности… Почему-то они полагают, что задача лидера - проанализировать мировые реалии и донести значение всей их сложности и комплексности до других людей. Нет, это не так. Если вы лидер, ваша задача - придать людят твердую уверенность в понимании того, куда они двигают компанию, объяснить им, почему именно они победят в этой борьбе. А для этого нужно быть проще. Нужно найти одну, и только одну, сильную сторону и говорить о ней все время. Чем больше вы будете говорить о ней, тем больше она будет становиться реальностью.”

Умение объяснять

Основная проблема лидера - в том, что люди всегда и везде относятся к новому с некоторой опаской: оно непонятно, неизвестно, нестабильно. Чтобы преуспеть, лидеру нужно преобразовать этот страх перед неизвестным в энтузиазм. А это значит - сделать его абсолютно простым и понятным, определить в наких наглядных терминах, чтобы люди сразу поняли, что нужно делать.

Но объяснять можно не только словом. Когда задачи и критерии разъяснены, иногда бывает необходимо придать импульс к действию, Лидеру нужно предоставить образцы поступков, изменить поведение коллектива: когда станет ясно, что советы лидера материально осуществимы, у людей появится полная уверенность.

Резюме может быть таким: покажите людям, в чем их основная сила, на чем они должны сосредоточиться и какие действия предпринимать - и нарисованное будущее будет становиться реальностью.

Алексей Глазков,
Проект “Эффективный человек”

Комментариев нет: